Браузерные онлайн-проекты пользуются немалой популярностью у людей всех возрастов, что мотивирует разработчиков выпускать все больше игр в рамках данного направления. Тем не менее, многие из этих проектов закрываются в течение двух-трех лет, и чаще всего по вине самих девелоперов. Удачно стартовав, разработчики нередко сбавляют обороты уже в первый год после релиза, что зачастую приводит к фатальным последствиям – геймерам не нравится, когда им перестают предоставлять новый контент и активности. Но есть студии, которые следят за тем, чтобы их творения постоянно совершенствовались. Среди таковых можно отметить конторы InnoGames, Elyland и Travian Games GmbH, на чьих плечах лежит «ответственность» за выпуск Tribal Wars, My Lands и Travian – игр с мировым именем, развивающихся даже спустя долгие годы после старта. В представленной статье мы постараемся проследить, как эволюционировали данные проекты за последние пять лет, и попытаемся понять, что же делали разработчики, чтобы их игры не только остались на плаву, но и продолжали успешно двигаться вперед.
2010 год
2010 стал первым годом существования My Lands – браузерной онлайн-игры с возможностью вывода денег. В январе стартовал альфа-тест, примерно в это же время было утверждено официальное название. С апреля по июль 2010 года проект от Elyland находился в стадии бета-тестирования, и за это время был исправлен ряд программных, системных и графических ошибок, а также было проверено распределение нагрузки на сервера. В июле состоялся официальный релиз My Lands. В это же время открылись 4 игровых сервера: 2 PvP и 2 PvE. Первые месяцы после старта доступ к механике вывода средств имели только игроки двух платных VIP-серверов, но совсем скоро администрация Elyland пересмотрела свою политику, сделав все сервера бесплатными, а вывод денег – свободным для всех миров без исключения.
Браузерная игра Tribal Wars, первая версия которой была выпущена студией InnoGames еще в 2003 г., встретила 2010 год, будучи полностью оформившимся проектом. К этому времени разработчики успели сделать порядка 6 крупных апдейтов, не считая более мелких. В феврале 2010 года дали зеленый свет новому обновлению 6.0, главным изменением в котором стало добавление системы достижений: теперь игроки могли получать различные награды за завершение игровых задач и прохождение специальных миссий. Также были введены новые укрепленные пункты – так называемые лагеря, где игроки могли временно разместить свои войска перед решающей атакой. Наконец, разработчики предоставили специальный интерфейс, разработанный специально для мобильных устройств. Правда, пока лишь для премиум-подписчиков.
Как и Tribal Wars, браузерная игра Travian, разработанная студией Travian Games GmbH, вступила в 2010 год самодостаточным продуктом (первая версия Travian также появилась в 2003 г.). За семь лет девелоперы выпустили 4 крупных обновления, а в 2010 году они приступили к разработке версии 4.0, которая должна была привнести множество изменений в игровую механику и графику. Параллельно они развивали и совершенствовали версию 3.6 (2009 год), которая и сегодня остается эталоном для множества поклонников Travian.
2011 год
Одним из главных событий в My Lands в 2011 году стал релиз первого крупного обновления, вместе с которым была введена уникальная боевая единица – Герой (аналог паладина из Tribal Wars и героев из Travian). Этот персонаж встал во главе войск игрока, предоставив им впечатляющие бонусы, а также позволив читать Свитки и использовать Артефакты. С вводом героев геймплей My Lands стал более разнообразным и динамичным: появились новые стратегии развития и различные боевые тактики. Как результат, герои прижились и навсегда остались в My Lands, превратившись в незаменимых помощников игроков.
Начало 2011 года в мире Tribal Wars было отмечено выпуском масштабного обновления 7.0. В этой версии появилась полноценная война племен – теперь одно племя могло объявить другому войну и принять участие в кровопролитных сражениях. Также игроки получили возможность влиять на конфигурацию мира, создавая миры от очень маленьких (50 на 50 полей) до огромных (1000 на 1000 полей). Этот шаг, как и некоторые другие (например, уменьшение стоимости дворянина), стал ответом разработчиков на просьбы игроков, пожелавших играть в мирах, которые (в случае победы) закрылись бы раньше установленных изначальными правилами сроков.
Еще одним важным нововведением стало изменение графической оболочки игры: был переработан дизайн вкупе с изображениями войск и картинками боя, а на глобальной карте появилась «ночная» графика. Также разработчики ввели Зал славы, звания и новый вид войск – ополчение. Из других изменений: были проведены масштабные работы в контекстном меню и статистике – она стала более наглядной, и теперь в ней можно было найти больше интересной информации. Продолжилась работа над мобильной версией Tribal Wars.
Тем не менее, выпуском версии 7.0 разработчики не ограничились. В ноябре 2011 года было введено еще одно крупное обновление – 8.0. Одним из главных изменений стала переработанная система квестов – новичкам предоставили задания, которые обучали их основам игры и объясняли игровую механику. Получила дальнейшее развитие механика войны племен – враждующим сторонам разрешили призывать на помощь союзников из числа других кланов. Наконец, в игре были введены так называемые Секреты Могущества – изобретения и открытия мира Tribal Wars, необходимые для победы в раунде.
Чтобы получить полный набор изобретений и секретов, игрокам пришлось порабощать варварские деревни и отбивать артефакты у конкурентов. Как только одно из племен выполняло поставленную задачу, начинался отсчет времени, приближавший племя к победе. Если сторона конфликта удерживала контроль над захваченными секретами и изобретениями, то она побеждало в раунде. После этого между племенами заключалось перемирие, а мир закрывался.
Для Travian 2011 год также стал знаковым: в феврале разработчики выпустили новую версию игры под обозначением 4.0. Как и все предыдущие обновления Travian, в 4.0 изменился игровой баланс за счет добавления нового функционала и перетасовки характеристик юнитов/строений. Кроме того, в игру было введено сразу несколько ключевых изменений.
Как разработчики и обещали, они провели масштабные работы над графикой. Стиль иллюстраций почти не изменился, однако художники перерисовали все значки и картинки, а также добавили множество новых рисунков. Игра стала ярче, насыщеннее и приобрела более мультяшный вид. Вместе с этим девелоперы переделали глобальную карту, введя 4 уровня масштабирования и несколько новых функций.
Появился целый спектр новых квестов. Их количество возросло в разы (в сравнении с версией 3.5), и они уже не заканчивались спустя некоторое время после начала игры, а сопровождали игрока вплоть до установки новой деревни и вступления в альянс.
Была полностью переработана механика развития героя. Если в версии 3.0 герой нанимался в таверне, эволюционировав из обычного юнита, то в обновлении 4.0 он стал даваться игроку сразу после регистрации. Вместе с этим герой приобрел внешний вид, который отныне можно было корректировать в редакторе персонажа на старте игры. Расширились и опционные возможности героя: помимо захвата оазисов, пользователям разрешили задействовать его в ловле диких зверей (для последующего их использования при защите деревень) и отправлять в приключения, где он мог получить ресурсы, артефакты, доспехи и оружие, а также серебро.
Серебро стало играть роль разменной монеты при проведении аукциона, который тоже был введен в обновлении 4.0. Разработка данного функционала предоставила площадку для сбыта и покупки добытых в приключениях вещей в рамках публичных торгов. Пользователи получали выставленный на аукцион предмет (лот), если могли перебить ставки конкурентов более весомым количеством серебра.
2012 год
В 2012 году вышел важный апдейт для сообщества игры My Lands – появились так называемые Клановые замки. Этот интересный квест, разработанный для всей команды, предложил игрокам общими усилиями прокачать одну и ту же науку, а затем всем вместе штурмовать заветное владение. Создатели игры населили Клановый замок мощными монстрами, и для того, чтобы отобрать владение у NPC, каждый клан должен был приложить множество сил, средств и времени. Следует отметить, что захват Клановых замков и по сей день остается одной из наиболее любимых активностей в мире My Lands.
Что касается Tribal Wars, то в 2012 году разработчики игры несколько умерили пыл, сфокусировавшись на доработке уже имевшегося функционала, добавлении новых квестов и создании полноценного приложения Tribal Wars для iOS-версии. Единственное относительно крупное нововведение состоялось вместе с выходом версии 8.8. В этом обновлении был добавлен альтернативный тип игровой реальности – так называемые Нерегулярные миры. Если игрок терял свою последнюю деревню в обычном мире, но не хотел начинать все заново, он мог воссоздать свое последнее поселение в Нерегулярном мире, где присутствовали большие ограничения на ведение агрессивной игры. Также в конце 2012 года состоялся переход Android-версии Tribal Wars в финальную стадию бета-тестирования.
2012 г. и для Travian стал относительно спокойным периодом. Помимо мелких нововведений, разработчики, прислушавшись к мнению прекрасной половины человечества, позволили выбирать женский пол при создании героя (сентябрь 2012 года).
2013 год
В 2013 году создатели My Lands пошли по пути добавления постоянных внутриигровых активностей. Так как в игре изначально были ярко представлены многопользовательская и социальная составляющие, разработчики решили дать игрокам возможность поучаствовать в специальных соревнованиях, за которые выдавались награды: Артефакты и Свитки. Турниры присутствовали в игровом процессе My Lands с самого начала, и с годами они только развивались. Так, в 2013 году в игре появилась специальная активность под названием «Удержание Подземного Озера». Как и тогда, так и сейчас участниками турнира могут стать только продвинутые игроки со званием «Сюзерен». Данная битва предполагает захват и удержание как можно большего количества Подземных озер.
Также в 2013 г. появилось «Братство меча» – по сути, услуга вендетты, которую один игрок мог купить у другого игрока и буквально заказать отмщение: захват Внешнего владения или разрушение зданий обидчика.
В обновлении 8.12 (май 2013 г.) в Tribal Wars была улучшена система квестов, чтобы игрокам было проще идти по игровому процессу. Также в 2013 году разработчики ввели новую периодическую функцию «Соревнования» (августовское обновление 8.15). Суть режима заключалась в том, что игроки разделялись на 3-4 команды и участвовали в разных соревнованиях, выполняя определенные задания на время. Задачи варьировались от уничтожения наибольшего количества войск врага до сбора максимума ресурсов за заданное время. За победу давались определенные непостоянные бонусы. В этом же обновлении была добавлена возможность ограничивать действия заместителя игрока, пока сам игрок по каким-то причинам отсутствовал. Кроме того, в ноябре 2013 года разработчики анонсировали самостоятельное продолжение игры в лице Tribal Wars 2.
В марте 2013 года на сервера Travian было установлено обновление 4.2. Ключевых нововведений оно в себе не содержало: разработчики сфокусировались на улучшениях и правках игрового функционала, интерфейса и кнопок меню. Более или менее серьезные изменения коснулись только системы квестов, которая была полностью переработана. Сами квесты в итоге были разделены на 4 категории: обучающие, военные, экономические и общие задания.
2014 год
В 2014 году разработчики My Lands решили дать игрокам новый канал по добыче Черного Жемчуга (ЧЖ) – основного ресурса в игре. В итоге появился Грааль – внешнее владение на карте игры, которое можно захватить и за которое игроки ведут ожесточенные сражения.
Владелец Грааля добывает на ресурсе 200 ЧЖ в час, что по меркам игры обеспечивает отличный доход и путь к процветанию. Однако удержать Грааль достаточно трудно – у него нет ворот и стен, поэтому каждый игрок может напасть на это владение в любой момент, а владельцу, чтобы продолжать добывать ЧЖ, приходится постоянно быть настороже.
2014 год также ознаменовался новым витком в развитии турнирного функционала My Lands. На суд игроков был представлен Королевский турнир – более эксклюзивный вариант обычных Турниров. Изюминкой нововведения стал приз за победу – уникальный артефакт из Королевского сета, который нельзя купить у Торговца или найти в руинах.
Кроме апдейтов внутри игры, в 2014 году разработчики My Lands уделили достаточное внимание и различным платформам. Так, в мае игра появилась в Apple Store и Google Play Market, а чуть позже, в сентябре 2014 г., My Lands успешно вышла в Steam.
В 2014 году создатели Tribal Wars выпустили чуть ли не самое большое количество обновлений за отдельно взятый период, но все они были достаточно незначительными. Единственным знаковым событием стало добавление внутриигрового инвентаря в начале года 2014 года (обновление 8.19). Инвентарь исполнил роль хранилища для подарочных премиум-функций и event-призов. Позднее туда были перемещены и предметы паладина.
Для творения Travian Games 2014 год был ознаменован выходом обновления 4.4, которое, без учета Travian: Kingdoms, стало последним апдейтом классической версии Travian (прим: информация актуальна на май 2015 года). 4.4 добавило в игру некоторое количество полезных изменений, затронувших экономику, систему ежедневных заданий, приключения и другие игровые аспекты. Также была введена новая механика защиты для новичков. Наконец, в июле 2014 года был дан ограниченный старт Travian: Kingdoms в рамках альфа-тестирования.
2015 год
В 2015 г. разработчики My Lands, в продолжение тематики захватов и грабежей, добавили в игру возможность грабить Руны в Стоунхеджах – особом типе владений монстров на карте. Вместе с этим в игре появляется Алхимия 2-ого уровня, изучение которой открывает доступ к проведению рунических ритуалов для совершенствования артефактов героя.
Второй уровень науки Алхимия доступен для изучения только особо продвинутым игрокам, которые располагают достаточным количеством ресурсов для этого дела. Внедрение Алхимии 2 в My Lands подняло потолок роста для игроков и простимулировало появление новых квестов и достижений в игре.
Хотя Tribal Wars 2 была успешно запущена в 2014 году, а с осени того же года в новой части начали выходить первые обновления, разработчики не забросили оригинальную Tribal Wars, а продолжили ее развивать. Спектр обновлений разнился как от мелких (появления гибрида почты/чата 1 на 1 в версии 8.32), так и до весьма крупных. Например, в обновлении 8.33 от марта 2015 года в игре появилась система менторов.
Система менторов связывает новичков, которым нужна помощь, с опытными игроками: для введения в курс дела или же для получения дельного совета. Участвуя в этой активности, и менторы, и их подопечные получают небольшие, но приятные награды. Если ментор не устраивает игрока, или же игрок не очень доволен наставником, то они могут отказаться друг от друга.
Изучение обновлений Travian можно было бы остановить на версии 4.4 – последней в рамках классической вселенной Travian (прим: информация на май 2015 года). Но если учесть тот факт, что Travian: Kingdoms в свое время должна была стать обновлением 5.0, а не самостоятельной игрой, сказать несколько слов о данном проекте все же стоит.
Tribal Wars 2 и Travian: Kingdoms (2014-2015 гг.)
Открытая бета Travian: Kingdoms стартовала в 2015 году. Появлению отдельной игры по вселенной Travian способствовало нежелание консервативных игроков мириться с реалиями новой версии, которая должна была обеспечить больший комфорт новичкам и изменить некоторые устоявшиеся за долгие годы стороны геймплея.
Ключевым изменением в игре стало введение системы королевств. Отныне игрокам нужно выбирать, какую роль они будут отыгрывать – роль короля или губернатора. Короли контролируют судьбу государства и присматривают за военной составляющей, в то время как губернаторы заботятся об экономическом развитии поселений.
В Travian: Kingdoms появилась система эволюции деревень до городов. Артефакты были ликвидированы, но при этом добавились сокровища, которые увеличивают сферу влияния короля и позволяют тому брать под свое крыло все большее количество губернаторов. Была реализована наглядная система прогресса зданий – теперь развитие каждое постройки сопровождается сменой внешнего вида. Изменился редактор персонажей (внешность героя можно настраивать согласно его расовой принадлежности). Также Kingdoms получила новую графику, причем на всех уровнях: от окна деревни до глобальной карты. Кроме того, Travian: Kingdoms изначально разрабатывалась как кроссплатформенная игра, и уже летом 2015 года появятся версии продукта для платформ iOS и Android. При этом оригинальная Travian, помимо приложений-помощников от сторонних разработчиков, все еще не имеет своего мобильного приложения.
Разработчики Tribal Wars 2, в отличие от создателей Kingdoms, решили не экспериментировать, и вторая часть «Войны племен» почти полностью копирует идеи и наработки оригинала. Ключевых изменений ровно два – современная графика и переработанный интерфейс. Что касается обновлений: начиная с сентября 2014 по май 2015 года, было выпущено порядка 15 апдейтов, которые правили ошибки и корректировали игровой баланс. Новый функционал пока дается ограниченными порциями: к примеру, в обновлении 1.13 появилась функция «Вторая деревня». Tribal Wars 2, помимо браузерной версии, доступна и в качестве приложения для Android (выход состоялся 11 мая 2015 года). Версия для iOS появится в течение 2015 года.
Прошлое, настоящее и будущее
Как мы видим, на протяжении пяти лет все три студии занимались поддержкой своих браузерных игр. И даже если в какой-то год не выходили крупные обновления, разработчики компенсировали их недостачу небольшими, но постоянными апдейтами. Это первый важный момент. Тут же необходимо отметить, что девелоперы всегда прислушивались к мнению игроков – это еще один фактор успеха. Наконец, создатели Tribal Wars, My Lands и Travian старались идти в ногу со временем в техническом плане, что особенно заметно на примере InnoGames и Travian Games. Данные студии не только обновили графику (и не раз) в оригинальных проектах, но и разработали отдельные игры в рамках игровых вселенных, а также вышли на новые платформы. В этом плане творение Elyland пока смотрится скромнее: My Lands не является примером в плане графических обновлений и кардинальных изменений в движке игры. И самостоятельного продолжения, по понятным причинам, ждать пока не приходится. Тем не менее, игра прошла долгий путь в 5 лет, преобразила геймплей и уже успела адаптироваться к новым платформам, включая Steam. И впереди, если следовать заданной тенденции развития, поклонников My Lands ожидает еще больше изменений.